Какой экзамен нужно сдавать после лишения прав Инструкция по делопроизводству мвд россии
Вместе с тем В. Татищеву не может не быть отведено некоторого места в истории научной разработки уголовного права*(890).  Он намечает дополнительно ряд категорий преступников, по отношению к которым "естественное право", "сходствуя
Содержание 2. Политические и правовые учения в России
Подобный материал:
Курс: История политических и правовых учений Тема Политические и правовые учения, 857.03kb.
Тема Политико-правовые взгляды Аристотеля Тема Политико-правовые взгляды Полибия рекомендуемая, 370.61kb.
Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе, 584.96kb.
Вопросы Предмет и методы изучения политических и правовых учений, 32.24kb.
Курс: История политических и правовых учений Тема Политические и правовые идеи в государствах, 742.92kb.
Курс: История политических и правовых учений Тема Политические и правовые учения, 716.9kb.
Утверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права, 1286.72kb.
Лекция 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений. Понятие политико-правового, 1613.65kb.
История Политико-Правовых Учений, 135.54kb.
История политических и правовых учений, 1720.72kb.
^ 2. Политические и правовые учения в России
в период укрепления абсолютизма.
а) Политические идеи Феофана Прокоповича
В начале XVIII в. организация государственной власти и система управления подверглись су­щественным изменениям: Боярская дума прекратила свое существование и ее заменил Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, работающие по Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, пре­образованная затем в Синод. В городах были созданы орга­ны городского самоуправления — магистраты. Боярство и дворянство слились в единое сословие — шляхетство. Пиком реформ стало то, что в 1721 г. Сенат совместно с Синодом просили Петра I чтобы он принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского. Московское государство превратилось в Россий­скую империю.
К числу сторонников реформ и активных деятелей петровской эпохи относился целый ряд "птенцов гнезда Петрова", среди которых значительная роль принадлежа­ла архиепископу Феофану Прокоповичу (1681—1736).
Феофан Прокопович происходил из украинской купе­ческой семьи. В молодости он получил широкое и разно­стороннее образование: закончил Киево-Могилянскую ду­ховную академию, затем обучался в учебных заведениях Польши, Рима и Германии. Вернувшись на родину, он об­ратился к преподавательской деятельности и читал в Киево-Могилянской академии курсы математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики.
Феофан Прокопович принял монашеский постриг и стал видным церковным деятелем: ректором Киево-Могилянской академии, епископом псковским, архиепископом новгород­ским и вице-президентом Святейшего Синода.
Татищев: теория естественного права. Концепция происхождения государства.  Вопрос 5. Татищев В.Н. Теория естественного права, ее особенности.
Перу архиепископа принадлежит ряд произведений, написанных на политические и религиозные темы: "Слово о власти и чести царской", "Духовный регламент" и др.
В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия. В истории русской политико-правовой мысли он пер­вым обратился к исследованию процесса происхождения государства. По его мнению естествен­ные законы (он понимал их как требования здравого ра­зума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образова­нии государства. Эта идея была реализована людьми в силу их природных склонностей (социальность, разделение тру­да) не без содействия бога. Таким образом, высшая власть в обществе образова­лась путем договора, при заключении которого народ пол­ностью отказался от своего суверенитета и вручил его вер­ховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называ­ет монархию, аристократию, демократию и "смешанный состав" (смешанную форму). Республики (аристократия и демократия) не вызывали его одобрения. В аристократиях своекорыстная борьба партий разоряет страну, а в демо­кратиях часто вспыхивают мятежи и смуты. Кроме того, республики пригодны, по его мнению, лишь для малого по численности народа, проживающего на небольшой территории.
Рассматривая монархию как форму организации вла­сти, Прокопович исследует два ее варианта: ограничен­ную и абсолютную. В ограниченной монархии государь свя­зан определенными обязательствами, за нарушение кото­рых он может быть лишен власти, что также чревато не­предсказуемыми последствиями. Для России же самой "многополезной" и "благонадежной" формой яв­ляется абсолютная монархия, которая единственно спо­собна обеспечить русскому народу "беспечалие" и "блажен­ство". В лице абсолютного монарха Феофан видит "стража и защитника и сильного поборника закона... ограду и сбе­режение... от внутренних и внешних опасностей", а кроме того, "пристанище и защиту" для каждого человека.
Наследственную монархию архиепископ предпочита­ет выборной, поскольку она, по его мнению, обладает боль­шей устойчивостью в силу замещения престола специаль­но подготовленным для этой цели лицом и поэтому более защищена от случайностей и неожиданностей. Обосновы­вая правомерность петровского указа "О престолонасле­дии" (1723), Прокопович настаивает на предоставлении монарху широких возможностей в выборе себе наследни­ка по собственному усмотрению, а не по жестким прави­лам семейной преемственности.
Татищев — сторонник теории естественного права, Однако он отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка, содержащих мысли, "более вредительные, нежели полезные".
В произведениях Прокоповича содержится апология абсолютной, ничем не ограниченной верховной власти, рег­ламентирующей все стороны жизни подданных. В своей деятельности верховный правитель реализу­ет одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу. Монарх Прокоповича — это просвещенный государь, ко­торый обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассуд­ков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной.
Такое понимание верховной власти во многом было новым для русской политической мысли.
По-новому разрешил Феофан Прокопович и проблему взаимоотношений церкви и государства. Реформы Петра I изменили экономический и политический статус церков­ной организации. Экономическая самостоятельность церк­ви была подорвана образованием Монастырского приказа (1701), в руках которого сосредоточились все нити управ­ления церковным и монастырским имуществом. Манифест об организации Синода и упразднении патриаршества пе­редал управление церковью практически светскому учреж­дению.
Теоретическое обоснование этих мероприятий и дано Прокоповичем в Духовном регламенте, в котором утверж­далась польза "соборного", а не единоличного (патриар­шего) управления всеми звеньями церковной организации. Царь ответствен "за всей Церкви созидание". Церковь, в свою очередь, обязана "спопешествовать всему, что к его царского величества верной службе и пользе во всяких случаях касаться может" и соблюдать во всем интересы государства.
В Духовном регламенте Феофан, отстаивая законность во всех формах госу­дарственной жизни, всё-таки ставит госуда­ря над законом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо "Мо­нархи суть Боги".
Архиепископ пережил нескольких императоров (Пет­ра I, Екатерину I, Петра II, Анну Иоанновну), и каждому из них он произносил и писал панегирики, утверждая их божественный статус и великую славу.
Термин "самодержавие" Прокопович стал употреблять в смысле неограниченной власти императора. Его прежнее содержание, означавшее суверенность и независимость государства, утратилось, и отныне данный термин стал обозначать только верховную, неограниченную власть. В таком именно значении он употреблялся и употребляет­ся в XIX и XX вв.
б) Политико-правовые взгляды В.Н.Татищева
Василий Никитич Татищев (1686—1750) был государственным деятелем, организатором горного дела на Урале, географом, исто­риком, ученым, внесшим значительный вклад в развитие отечествен­ной науки.
Татищев — сторонник теории естественного права, Однако он отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка, содержащих мысли, "более вредительные, нежели полезные". Как и Прокопович, он осуждал папскую власть за преследова­ние Коперника, за инквизицию, являлся сторонником про­свещения, развития науки. Проблемы религии интересовали его бо­лее с точки зрения политической. Естественное состояние, по Татищеву, — это состояние "воль­ности". Однако, поскольку человек не может обойтись без других людей, он вынужден подчиняться внешним ог­раничениям. Эти ограничения, по его мнению, бывают трех видов: по природе (власть родителей), по договору (отношения найма между хозяином и слугой), по принуждению (рабство или невольничество). Первые две узды имеют отношение к происхождению и сущности государств: власть монарха подобна родительской (природной), "общенародия или республики" основаны на договоре. Договор вообще рассматривается Татищевым как основа вся­кого государства, в том числе и монархического.
Формы правления зависят от ряда объективных условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состоя­ние населения.
Демократия — "общенародие" — осуществима только в госу­дарстве-городе или в маленькой области, где могут быстро собраться все домохозяева.
Представительную систему Татищев считал признаком арис­тократии (правление избранных — по избранию или по положению). Аристократия применима и полезна в областях (странах), состоя­щих из нескольких городов, защищенных от неприятельских напа­дений (на островах и пр.), особенно у просвещенного народа, при­выкшего к соблюдению законов без принуждения и жестокого страха. Примером аристократии Татищев считал Венецию, называл также •Швецию и Англию, государственный строй которых, однако, счи­тал смешением монархии, демократии, аристократии.
Россия, Франция, Дания, Испания и некоторые другие страны "яко великие государства, не могут иначе правиться, как самовла­стием".
А что если, рассуждал Татищев, при определении формы прав­ления не учитываются объективные обстоятельства? Произвольно избранная форма правления не будет прочной: неизбежны смуты, нашествия, перевороты, в результате которых государство либо будет разрушено или порабощено, либо примет свою естественную форму.
Защита и обстоятельное обоснование самодержавия в концеп­ции Татищев

Между тем монопольное господство общественной идеологии и науке схем и формулировок, считавшихся  Учение о государстве и праве Ф. Прокоповича и В. Татищева. Естественно-правовые теории Пуфендорфа и Томазия, Дж.


Но деление знаний на «телесные» и «душевные» - не единственное у Татищева.  Первые теоретики естественного права заложили основы нового учения об обществе.

Татищев — сторонник теории естественного права; он ссылался на Гроция, Пуфендорфа, Вольфа. Вместе с тем он отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка, содержащих мысли, "более вредительные


Особенно оригинальна его формулировка права на свободный обмен мнениями и информацией  Джефферсон остается рыцарем естественных прав до конца дней своих.  3. В. Н. Татищев. В своих рассуждениях о происхождении государства мысли.


34. политико-правовые воззрения В.Н. Татищева. Первым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (кон.  Он в духе естественного права считает, что неприкосновенная личность автономна.

И хотя учение о бытии у Татищева весьма компромиссно, он все-таки стремится  дает, как рабочую, следующую ее формулировку: «Материя есть протяженное  Социологические взгляды Радищева основаны на теории естественного права.


Политич. идеал Т. – просвещенный абсолютизм, необходимость к-рого он обосновывал с позиций теории естественного права и общественного договора.  Начиная с 1730-х гг. Татищев изучает проблемы крепостного права, исследует его влияние на


Законодательные права монарха снова вызывают у Татищева затруднения.  Через "естественное право" Татищев неотвратимо шел к пониманию плодотворности гражданской вольности и выборной системы.

§ 8. Возрожденное естественное право.  Отметим, что теоретической базой взглядов В.Н. Татищева будут концепции естественного права и договорного происхождения государства.


Для Татищева же идея любви и идея "естественного закона" неразделимы. Видимо, он не мог воспринимать теорию естественного права как просто юридическую, отвлеченную от нравственных категорий.


Далее исходные положения доктрины естественного права были изложены и применены к условиям оформления абсолютной монархии такими учеными, как Ф. Прокоповичем, В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым.

Историю политико-правовой мысли XVIII в. в России условно можно разделить на два периода: период укрепления  Теоретической базой взглядов В.Н. Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства.


Основой правопонимания и государствоведения Татищева были близки к Аристотеля, Полибия, С Пуфендорфа, X Фольф, Г Гроция, Т Гоббса концепции естественного права, естественной морали и естественной религии


Татищев – сторонник теории естественного права; он ссылался на Гроция, Пуфендорфа, Вольфа.  Как и другие представители школы естественного права, Татищев различает естественные и гражданские (положительные) законы.

Татищев разделял законы на естественные (едины и всеобщи) и гражданские  Государство. С. Е. Десницкий в то время, когда процветали отвлеченные идеи школы естественного права, выступил со своим самостоятельным и оригинальным учением.


В своём подходе к государству и праву он сумел соединить уже популярные в Западной Европе естественно-правовую теорию и  Как и у Прокоповича, основой политико-правовых воззрений Татищева явились естественно-правовая теория и


Политич. идеал Т. – просвещенный абсолютизм, необходимость к-рого он обосновывал с позиций теории естественного права и  Татищев хорошо знал современную ему научную и философскую литературу, использовал в своих трудах сочинения Хр.

Подобно большинству поборников теории «естественного права», Татищев приверженец ϲᴎльной исполнительной власти.  Прочитай прежде чем вставить данные формулировки в свою работу!


Основываясь на теории естественного права и общественного договора, Татищев писал о «естестве», которое нас учит тому, что необъединенный в сообщество человек («единственный», как его именует Татищев)


Он заявил о «нерушимости человека», пытаясь обосновать это положение с помощью теории «естественного права», приверженцем которой он являлся. По мнению Татищева, свобода -величайшее благо для человека.

Через «естественное право» Татищев неотвратимо шел к пониманию плодотворности гражданской вольности и выборной системы.  Важна исключительная точность Татищева в определении того, что именно нужно.


Назовите первых представителей теории естественного права в России. Какие противоречия имелись в теории Татищева? Как по-разному эти противоречия были преодолены в учении Щербатова и в учении Радищева?


Первое — это историография, воодушевленная и наполненная идеями естественного права и общественного договора.  Ставилось под сомнение определение Татищева как историка па том основании, что он использовал источники, до нас недошедшие.

«Будучи защитниками просвещенного абсолютизма, деятели Ученой дружины Петра I архиепископ Феофан (Прокопович) и В.Н. Татищев4 использовали идею естественного права для идеологического обоснования необходимости единого, мощного


Развитие малого предпринимательства на территории муниципального образования
Иск о признании отцовства после смерти
Инструкция по делопроизводству в финансовом управлении
Инструкция по делопроизводству в образовательной организации 2015
Лишение специального права назначается на срок
Предварительный договор купли продажи объекта недвижимости сбербанк
Особенности отбывания лишения свободы в рк
Системы защиты персональных данных в сдо
Образец справки лишение свободы
Министерство финансов рф обладает бюджетными полномочиями
Законность лишения премии
Министерство финансов липецкой области официальный сайт
Типовой договор розничной купли продажи товара
Микрофинансирование нижний тагил
Одесса институт государственного управления и права
Объектом договора хранения в банке могут быть
Договор коммерческой концессии украина реферат
Метод правового регулирования государственного управления виды
Как считается ежегодный оплачиваемый отпуск
Как взыскать задаток
Ребенок без постоянного места жительства
Упк рф исковая давность
Специалист микрофинансирования
Психологическая помощь лицам в местах лишения свободы
Проверить законность перепланировки
К чему снится старое место жительства
Решение задач по квалификации преступлений
Академия национальной безопасности обороны и правопорядка москва
Государственная пробирная служба министерства финансов украины
Формы защиты оспариваемых или нарушенных гражданских прав
Трудовые споры алматы
Порядок освобождения из мест лишения свободы контрольная
Содействие малому предпринимательству красноярск
Коллективный договор для ооо без профсоюза
Конкурсное производство как стадия банкротства
Приказ генеральной прокуратуры инструкция по делопроизводству
Новая инструкция по делопроизводству рб 2014
Министерство финансов республики чувашия
Индивидуальные трудовые споры искового характера стороны
Позиция верховного суда по квалификации преступлений
Срок давности искового заявления по гражданскому делу
Международная защита прав человека контрольная работа
Полная материальная ответственность работника в силу закона
Право частной собственности осужденных к лишению свободы
Как определить размер материальной ответственности
На тему законность и ее принципы презентация
Консолидация эксель 2010
Ростовский институт управления бизнеса и права

© Copyright, elit-sahargold.ru